Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. №266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. №266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2025 г. №266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» регулирует организацию обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Документ вступил в силу 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года.
Требования к структуре программ
- характеристику новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
- характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
По решению организации в состав дополнительной профессиональной программы могут быть включены иные материалы.
- цель;
- комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты);
- организационно-педагогические условия (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иные компоненты, оценочные и методические материалы, формы аттестации).
Минимальный срок освоения программы повышения квалификации
Порядок итоговой аттестации и выдачи документов о квалификации
- удостоверение о повышении квалификации — для программ повышения квалификации;
- диплом о профессиональной переподготовке — для программ профессиональной переподготовки.
Возможность реализации программ в форме стажировки
- изучения передового опыта (в том числе зарубежного);
- закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учётом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, а также с учётом содержания примерных или типовых дополнительных профессиональных программ (при наличии). Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения.
- самостоятельная работа с учебными изданиями;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- изучение организации и технологии производства, работ;
- непосредственное участие в планировании работы организации;
- работа с технической, нормативной и другой документацией;
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублёра);
- участие в совещаниях, деловых встречах.
Дополнительные положения
- Приём на обучение по дополнительным профессиональным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами организаций в соответствии с законодательством РФ.
- Организация осуществляет образовательную деятельность по дополнительной профессиональной программе на основании договора об образовании, заключаемого в простой письменной форме.
- К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
- Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и этапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм.
- Образовательный процесс может осуществляться в течение всего календарного года. Срок начала и продолжительность учебного года определяются организацией. Период обучения определяется календарным учебным графиком дополнительной профессиональной программы.
- Образовательная деятельность предусматривает различные виды занятий и работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды, определённые учебным планом.
- Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
- Слушатель имеет право на зачёт результатов освоения им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ, подтверждаемых документами об образовании и (или) о квалификации либо документами об обучении, в том числе полученными в иностранном государстве.


