В 2025 году в российской системе образования произошли значительные изменения, затрагивающие как школьное, так и высшее образование, а также сферу среднего профессионального образования (СПО).
В 2025 году в российской системе образования произошли значительные изменения, затрагивающие как школьное, так и высшее образование, а также сферу среднего профессионального образования (СПО).
В 2025 году в Российской Федерации была проведена комплексная модернизация образовательной системы, охватывающая все уровни образовательного процесса: школьное, высшее и среднее профессиональное образование (СПО). Эти реформы были инициированы с целью унификации образовательных программ, повышения их практико-ориентированности и оптимизации кадровой политики.
Трансформации в системе школьного образования: Унификация учебного расписания:
С началом нового учебного года, 1 сентября 2025 года, Министерство просвещения Российской Федерации внедряет унифицированное расписание учебных занятий. Этот инновационный подход к организации образовательного процесса основывается на современных исследованиях в области физиологии детского организма и когнитивной психологии. Разработанное расписание учитывает индивидуальные особенности работоспособности учащихся различных возрастных групп, а также вариативность уровня сложности изучаемых предметов.
Унифицированное расписание представлено в нескольких вариативных моделях, адаптированных для начальной, средней и старшей ступеней образования. Следует отметить, что данное расписание носит рекомендательный характер, предоставляя образовательным учреждениям возможность для дальнейшей оптимизации и индивидуализации учебного процесса.
Изменения в преподавании истории и обществознания Обществознание исключено из программы 6–7 классов. С 2026 года его изучение сохранится только в 9–11 классах. Количество часов на историю увеличено: с 340 до 476 часов за весь период обучения. В 5–7 классах добавлен модуль «История нашего края» (краеведение).
Изменения в высшем образовании
- Базовое высшее образование (4–6 лет) — основная ступень, которая заменит бакалавриат и специалитет. Выпускники получат статус специалистов с указанием квалификации (например, «инженер», «физик»).
- Специализированное высшее образование (1–3 года) — включает магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку. Предназначено для углублённой подготовки.
- Профессиональное высшее образование (аспирантура) — отдельный уровень для подготовки научных и научно-практических кадров.
- С 1 марта 2026 года запрещён полностью дистанционный формат обучения. Практические навыки должны отрабатываться очно на базе реальных или симуляционных клинических условий.
- Для ординаторов целевое обучение станет обязательным: поступающие на бюджет должны будут заключить договор с заказчиком.
- Вводится наставничество для молодых врачей: выпускники будут работать под руководством опытных специалистов в медорганизациях, участвующих в программе госгарантий.
Изменения в СПО:
Основные изменения: Ограничение круга организаций, проводящих обучение. Теперь повышение квалификации и профессиональную переподготовку могут осуществлять только определённые типы организаций: государственные и муниципальные образовательные организации; организации, учредителями которых являются Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, государственная корпорация или государственная компания, а также организации, в уставном капитале которых присутствует доля государства, субъекта РФ или муниципального образования; образовательные организации, расположенные в федеральной территории «Сириус»; организации, осуществляющие образовательную деятельность на территориях инновационного центра «Сколково», инновационных научно-технологических центров; общероссийские спортивные федерации (в части ДПО в области физической культуры и спорта).
Направление на обучение работодателем. ДПО педагогов теперь осуществляется только по направлению работодателя. Обучение проводится по профилю педагогической деятельности или для получения новой квалификации в области педагогики или управления образовательной организацией.
Запрет на обучение в частных центрах. Для педагогов, работающих по основным общеобразовательным программам (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование), стало недопустимым прохождение курсов в частных организациях, не соответствующих указанным критериям.
Требования к документам. Все дипломы о профессиональной переподготовке и удостоверения о повышении квалификации должны вноситься в Федеральную информационную систему (ФИС ФРДО).
Кто подпадает под новые требования
Изменения касаются:
- учителей школ (начального, основного и среднего общего образования);
- воспитателей детских садов;
- педагогов, реализующих основные образовательные программы (включая логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, методистов, педагогов-организаторов и других).
Исключения:
- педагоги вузов, колледжей и техникумов;
- преподаватели среднего профессионального образования (СПО) и дополнительного образования;
- педагоги, начавшие обучение до 1 сентября 2025 года (их документы сохраняют силу).
Переходный период: Законодатели предусмотрели переходный период: документы об образовании (дипломы, удостоверения), полученные до 1 сентября 2025 года, сохраняют легитимность; лица, принятые на обучение до 1 сентября 2025 года, могут завершить его, даже если занятия продолжатся после этой даты. Выданный по итогам документ будет действителен.
Для педагогов: заранее согласовывать с работодателем индивидуальный план обучения на учебный год; подавать работодателю копии предыдущих документов о квалификации и сертификатов, чтобы определить необходимость прохождения конкретной программы.
Для работодателей: составить реестр сотрудников, подлежащих ДПО, с указанием ФИО, должности, профиля обучения и срока завершения курса; каждое направление обучения подтверждать внутренним приказом или распоряжением учреждения.
Цель нововведений — повысить стандарты подготовки педагогов через централизацию системы ДПО и усиление государственного контроля качества обучения.



