Лекция 1. Правовая база обеспечения БДД.
Транспортное законодательство представляет собой комплексную отрасль права, регулирующую разноплановые общественные отношения в сфере транспортной деятельности, включая договорные, административно-правовые, трудовые и процессуальные правоотношения.
Лекция 2. Техническая эксплуатация АТС.
Техническое состояние АТС — это совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров автотранспортного средства, определяющая возможности его применения по назначению.
Лекция 3. Материально-техническое обеспечение.
В современной автомобильной индустрии эксплуатационные материалы представляют собой сложную систему взаимосвязанных компонентов, включающую три фундаментальные группы: горюче-смазочные материалы (ГСМ), специальные жидкости и конструкционно-ремонтные материалы, каждая из которых характеризуется уникальным набором физико-химических свойств и функциональных особенностей.
Лекция 4. Организация перевозок.
В современном логистическом пространстве регламентация грузоперевозок представляет собой комплексную систему нормативно-правовых актов, где основополагающую роль играет нормативная база, включающая как внутренние законодательные акты Российской Федерации, так и международные конвенции. Ключевым документом выступает Постановление Правительства РФ №2200, регламентирующее порядок организации перевозок различных категорий грузов, обеспечение их сохранности и условия предоставления транспортных средств.
Лекция 5. Управление БДД.
Система управления безопасностью дорожного движения представляет собой комплексную структуру, включающую несколько взаимосвязанных элементов. Структура управления БДД формируется на нескольких уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, где каждый уровень имеет свои полномочия и ответственность.
Лекция 6. Человеческий фактор.
В соответствии с действующим законодательством, режим труда водителей строго регламентирован и включает в себя комплексный подход к нормированию рабочего времени, где максимальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов, а при суммированном учёте рабочего времени учётный период может составлять до трёх месяцев.
Лекция 7. Охрана труда.
Нормативная база охраны труда на автотранспортных предприятиях представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных документов, формирующих комплексную правовую основу для обеспечения безопасных условий труда.
Лекция 8. Экологическая безопасность.
В современной экологической практике нормативы допустимых выбросов представляют собой комплексный механизм регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух, регламентируемый обширной нормативной базой. Основополагающим документом выступает Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который в совокупности с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и сопутствующими подзаконными актами формирует правовую основу для установления и контроля выбросов загрязняющих веществ. Методологическую поддержку оказывают ГОСТы и специализированные приказы Минприроды России, определяющие порядок расчёта и установления нормативов с учётом технических возможностей предприятий и фонового состояния окружающей среды.
Лекция 9. Страхование.
В современной страховой практике существует несколько ключевых направлений защиты транспортных средств и связанных с ними рисков, каждое из которых имеет свою специфику и предназначение. ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) представляет собой фундаментальный вид страхования, обязательный для всех автовладельцев, направленный на защиту ответственности водителя перед третьими лицами при причинении ущерба их жизни, здоровью или имуществу в результате ДТП. КАСКО (добровольное страхование транспортного средства) выступает более комплексным решением, обеспечивающим защиту самого автомобиля от широкого спектра рисков: от дорожно-транспортных происшествий до угона, стихийных бедствий и противоправных действий третьих лиц.
Лекция 10. Контроль ТС.
Методы проверки технического состояния транспортных средств представляют собой комплексную систему контроля, включающую различные виды технического надзора. Плановый технический осмотр является основополагающим методом, который проводится согласно установленному графику и включает в себя всестороннюю диагностику всех систем и агрегатов транспортного средства для выявления потенциальных неисправностей и предотвращения возможных поломок.
Лекция 11. Административная ответственность. Уголовная ответственность. Дисциплинарные взыскания. Компенсация ущерба.
Административная ответственность: Правовые основы административной ответственности: Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Правовые основы административной ответственности закреплены в законодательстве РФ, главным источником которого выступает КоАП РФ.
Лекция 12. Специальная техника.
В процессе перевозки опасных грузов основополагающее значение имеет их корректная классификация, регламентированная международными стандартами, согласно которым все опасные вещества и материалы подразделяются на девять основных классов в зависимости от доминирующего вида опасности.
Лекция 13. Информационные системы.
Автоматизация учёта транспортных средств представляет собой комплексное внедрение современных компьютерных систем и технологий, направленных на оптимизацию процессов сбора, хранения, обработки и анализа данных о транспортных средствах, что позволяет существенно сократить участие человека в этих процессах.
Лекция 14. Международные перевозки.
Международные перевозки грузов регулируются сложной системой взаимосвязанных международных соглашений и конвенций, среди которых ключевую роль играет Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, CMR), определяющая основные условия договоров, ответственность перевозчика и требования к документации при автомобильных перевозках между странами.
Лекция 15. Изменения в действующем законадательстве 2026гг.
В современных условиях, характеризующихся постоянным ростом числа транспортных средств и увеличением интенсивности дорожного движения, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) приобретают особую актуальность, что подтверждается неутешительной статистикой дорожно-транспортных происшествий и их последствиями.